Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения :: Главная страница

ИНФОРМАЦИЯ О ПРОВЕДЕНИИ ПУБЛИЧНЫХ ОБСУЖДЕНИЙ ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКИ
И РУКОВОДСТВ ПО СОБЛЮДЕНИЮ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ ТРЕБОВАНИЙ

в I квартале 2018 г.

 

Анонс

Программа

Доклад

Руководство

Видео

Анкеты

Пресс-релиз

Перейти... Перейти... Перейти... Перейти... Перейти... Перейти... Перейти...


Вернуться назад

    В соответствии с планом-графиком обсуждений результатов правоприменительной практики и руководств по соблюдению обязательных требований на текущий год, утверждённым руководителем Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения, 17 мая 2018 г. на базе ДК "Медик" (г. Уфа, ул. Достоевского, 132/3) состоялось публичное обсуждение контрольно-надзорной деятельности Территориального органа Росздравнадзора по Республике Башкортостан в первом квартале 2018 года. В ходе проведения обсуждения проводилась видеосъёмка мероприятия. Видеозапись опубликована в сети Интернет на внешнем ресурсе для свободного просмотра.
     Новость о проведении мероприятия опубликована 25.04.2018 г. на главной странице официального сайта Территориального органа Росздравнадзора по Республике Башкортостан. Текст доклада по правоприменительной практике, статистике типовых и массовых нарушений обязательных требований, выявленных при проведении государственного контроля в I квартале 2018 года, а также руководство по соблюдению обязательных требований были размещены одновременно с анонсированием мероприятия.
     При подготовке мероприятия на странице публичного обсуждения официального сайта Территориального органа Росздравнадзора по Республике Бешкортостан был размещён сервис для сбора вопросов по тематикам доклада и руководства по соблюдению обязательных требований. Все заинтересованные лица имели возможность задать вопросы по тезисам докладов в течение двух недель до момента проведения мероприятия. На вопросы, собранные через сервис, а также заданные в день проведения обсуждения, были даны ответы, с которыми можно ознакомиться в рубрике "Вопрос-ответ" (см. ссылку ниже).
     Оценка эффективности и результативности публичного обсуждения осуществлена методом анонимного анкетирования участников в день проведения мероприятия, а также по результатам опроса с применением электронного варианта анкеты, размещённой на этой странице и доступной для  заполнения в течение 14 дней от даты его проведения. Результаты анкетирования обобщены и доступны для ознакомления.
     Пресс-релиз по результатам проведённого публичного обсуждения Территориальным органом Росздравнадзора по Республике Башкортостан результатов правоприменительной практики и руководств по соблюдению обязательных требований в I квартале 2018 года размещён на этой странице (см. ссылку выше).

 

Вопрос - Ответ.

Вопрос: Подскажите, пожалуйста, укладки для оказания неотложной помощи формируются по приказу МЗ РФ или МЗ РБ, например, ВИЧ укладка: приказ Минздрава РБ № 95-Д от 19.01.2017 г. или приказ Минздрава РФ № 1н от 09.01.2018 г.?
     Укладки для оказания неотложной помощи должны формироваться по приказам Минздрава России, например, ВИЧ укладки - по приказу Минздрава России № 1н от 09.01.2018 г.

Вопрос: Должна ли быть комната пробуждения в отделении малой инвазивной хирургии? Да или нет?
     В нормативно-правовых документах отсутствует понятие комната пробуждения и отделение малой инвазивной хирургии. Наличие палаты пробуждения и стандарт её оснащения предусмотрены приказом Минздрава России от 12.11.2012 г. № 909н «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи детям по профилю "анестезиология и реаниматология"», приказом Минздрава России от 01.11.2012 г. № 572н «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи по профилю "акушерство и гинекология (за исключением использования вспомогательных репродуктивных технологий)"», приказом Минздрава России от 15.11.2012 г. № 919н «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи взрослому населению по профилю «анестезиология и реаниматология».

Вопрос: Можно ли, отходы класса Б хранить в отдельном арендуемом кабинете на другом этаже единого здания?
     Данный вопрос отнесён к компетенции органов Роспотребнадзора. Тем не менее, полагаем, что такое хранение возможно при соблюдении норм и требований СанПиН 2.1.7.2790-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к обращению с медицинскими отходами" (утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 09.12.2010 г. № 163).

Вопрос: Можно ли в одном кабинете при оказании первичной специализированной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях (т.е. консультативный прием) указать в одном кабинете три вида деятельности: акушер-гинеколога; детского уролога-андролога и дерматовенеролога?
     Вопросы соответствия санитарным правилам помещений, необходимых для выполнения соответствующих работ (услуг), относятся к компетенции специалистов Роспотребнадзора. В этой связи вопросы размещения специалистов различного профиля в конкретных кабинетах целесообразно решать на этапе получения санитарно-эпидемиологического заключения.

Вопрос: Сколько хирургических специальностей можно подать на лицензировании в стационаре на 6 койках?
     При соблюдении лицензионных требований, установленных постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 г. № 291 (ред. от 08.12.2016 г.) «О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково")», количество коек не нормируется.

Вопрос: Должны ли коммерческие медицинские организации (ООО) при составлении прейскуранта строго придерживаться этого документа?
     Да, должны. В соответствии с пп. «в» п. 17 Постановления Правительства РФ от 04.10.2012 г. № 1006 «Об утверждении Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг» договор на предоставление медицинскими организациями платных медицинских услуг должен содержать перечень платных медицинских услуг, предоставляемых в соответствии с договором. См. также ответ на следующий вопрос.

Вопрос: Нужно ли в прейскуранте указывать коды услуг в соответствии с номенкла­турой в связи с выходом приказа Минздрава РФ от 13.10.2017 г. № 804н «Об утверждении номенклатуры медицинских услуг»?
     Нужно. Перечень платных медицинских услуг, предоставляемый медицинскими организациями независимо от формы собственности должен соответствовать требованиям Приказа Министерства здравоохранения РФ от 13.10.2017 г. № 804н «Об утверждении номенклатуры медицинских услуг», так как номенклатура медицинских услуг представляет собой систематизированный перечень кодов и наименований медицинских услуг в здравоохранении.

Вопрос: Какие коды присваивать услугам, которые отсутствуют в номенклатуре приказа Минздрава РФ от 13.10.2017 г. № 804н?
     Услуги, которые отсутствуют в номенклатуре медицинских услуг, медицинскими услугами не признаются.

Вопрос: Можно ли присваивать один и тот же код, если стоимость услуги зависит от используемого материала разных брендов, к примеру: код услуги A16.07.002.012 «Восстановление зуба пломбой IV класс по Блэку с использованием материалов из фотополимеров»? Фотополимеры различных брендов отличаются по цене, соответственно, цена услуги различается.
     Код услуги состоит из буквенно-цифрового шифра от 8 до 11 знаков. Первый знак обозначает раздел услуги, второй и третий знаки – тип медицинской услуги, четвертый и пятый знаки – класс медицинской услуги (анатомо-функциональная область и/или перечень медицинских специальностей), с шестого по одиннадцатый знаки – вид и подвид услуги. В этой связи код услуги не должен зависеть от используемых материалов. Для различения услуг в зависимости от используемых материалов можно в прейскуранте создавать разные группы.

Вопрос: Если у медицинской организации нет необходимости в некотором медицинском оборудовании, которое входит в соответствующий Порядок оснащения, будут ли проверяющие Росздравнадзора делать предписание?
     Будут обязательно. Возможность сокращения или изменения перечня оборудования, указанного в стандартах оснащения, утвержденных соответствующими Порядками оказания медицинской помощи, не предусмотрена.

Вопрос: Если медицинская организация оказывает только консультативную помощь врача аллерголога-иммунолога (без применения аллергических проб), является ли обязательным полное оснащение кабинета, включая оборудование и матери­алы для проведения аллергических проб согласно стандарту оснащения кабинета в соответствии с приказом Минздрава РФ от 07.11.2012 г. № 606н?
     Согласно Приложением №3 к Приказу Минздрава России от 07.11.2012 г. № 606н «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи населению по профилю "аллергология и иммунология"» утвержден Стандарт оснащения кабинета врача аллерголога-иммунолога с обязательным наличием стола для приготовления разведений аллергенов и проведения аллерген-специфической иммунотерапии, оснащенный вытяжным оборудованием, стола для проведения кожных диагностических тестов и микроскопа бинокулярного. Возможность сокращения или изменения перечня оборудования, указанного в стандарте оснащения кабинета врача аллерголога-иммунолога, данным приказом не предусмотрена.

Вопрос: Лицензия на производство медицинских изделий – обязательно ли наличие стажа 5 лет работы или достаточно технического образования и подготовки? Почему в других регионах нет таких требований как в Республике Башкортостан?
     Согласно пп. «а» п. 5 Положения о лицензировании деятельности по производству и техническому обслуживанию (за исключением случая, если техническое обслуживание осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) медицинской техники (утверждено постановлением Правительства РФ от 03.06.2013 г.  № 469) лицензионным требованием является наличие у соискателя лицензии, имеющего намерение осуществлять деятельность по производству медицинской техники, в том числе, работников, заключивших с соискателем лицензии трудовые договоры, ответственных за производство и качество медицинской техники, имеющих высшее или среднее профессиональное (техническое) образование, стаж работы по специальности не менее 3 лет и обладающих дополнительным профессиональным образованием (повышение квалификации не реже одного раза в 5 лет).
     Трудовой кодекс Российской Федерации в статье 65 устанавливает перечень документов, которые при заключении трудового договора лицо, поступающее на работу, предъявляет работодателю. Так, согласно абзацу шестому части 1 данной статьи при поступлении на работу, требующую специальных знаний или специальной подготовки, такое лицо предъявляет работодателю документ об образовании и (или) о квалификации или наличии специальных знаний. Согласно ч. 1 ст. 66 ТК РФ трудовая книжка установленного образца является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника. Специальный трудовой стаж представляет собой суммарную продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности, выделенной из общего стажа либо по содержанию, либо по условиям труда. Этот стаж подтверждает наличие у работника опыта работы по определенной квалификации, которая дает возможность работнику в последующем претендовать на соответствующие должности в определенных видах профессиональной деятельности, а также на определенные льготы, надбавки. Начало исчисления стажа работы по специальности следует считать с момента приема на должность по данной специальности и одновременного внесения необходимой записи в трудовой книжке.
     Обязанностью работодателя является указывать наименование должности, профессии, специальности работника в соответствии с наименованием, указанным в квалификационных справочниках, утверждаемых в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации. Постановлением Минтруда РФ от 05.03.2004 г. № 38 утвержден Единый тарифно-квалификационный справочник (ЕТКС) работ и профессий рабочих при производстве медицинского инструмента, приборов и оборудования (выпуск 16). Тарифно-квалификационная характеристика каждой профессии имеет два раздела. Раздел "Характеристика работ" содержит описание работ, которые должен уметь выполнять рабочий. В разделе "Должен значь" содержатся основные требования, предъявляемые к рабочему в отношении специальных знаний, а также знаний положений, инструкций и других руководящих материалов, методов и средств, которые рабочий должен применять.
     Например, изготовление очков по индивидуальным заказам, оправ очков корригирующих, линз для очков, контактных линз для обеспечения населения Российской Федерации индивидуальными средствами коррекции зрения может быть отнесено к видам экономической деятельности (ОКВЭД):

  • производство медицинских инструментов и оборудования (32.50);
  • торговля розничная очками, включая сборку и ремонт очков в специализированных магазинах (47.78.2).

     Согласно вышеназванному ЕТКС предусмотрены несколько специальностей и в зависимости от уровня сложности изготовления очков предъявляются и требования к квалификации исполнителя (от сборщика очков 2-4 разряда до оптика медицинского 6 разряда).

Вопрос: Можно ли использовать медицинское изделие, если срок регистрационного удостоверения истёк? В соответствии с письмом Минздрава РФ № 207189/25-3 от 08.09.2015 г. медицинское изделие, проведённое в период действия регистра­ционного удостоверения, в случае истечения срока действия указанного удостоверения может применяться по назначению в соответствии с нормативной, технической и эксплуатационной документацией производителя до окончания срока его службы (годности)?
     Да, может.

Вопрос: Выписка препаратов осуществляется строго по наличию препаратов в аптеке. По выписке отсроченных рецептов на отсутствующие в аптеке препараты, которые не могут быть отпущены в момент обращения, позиция Минздрава РБ отрицательная. Как поступить врачам? Какими приказами может быть защищён руководитель медицинской организации в данной ситуации?
     При оказании гражданам медицинской помощи должны быть назначены и выписаны рецепты на лекарственные препараты, предусмотренные стандартом медицинской помощи, применение которых обязательно в силу статьи 37 Федерального закона от 21.11.2011 г. № 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации".
     В соответствии с п. 34 приказа Минздрава России от 20.10.2012 г. № 1175н "Об утверждении порядка назначения и выписывания лекарственных препаратов, а также форм рецептурных бланков на лекарственные препараты, порядка оформления указанных бланков, их учета и хранения", назначение и выписывание лекарственных препаратов отдельным категориям граждан, имеющим право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, осуществляется медицинским работником в случаях типичного течения заболевания пациента исходя из тяжести и характера заболевания согласно утвержденным в установленном порядке стандартам медицинской помощи и в соответствии с перечнем лекарственных препаратов.
     Частью 3 статьи 19.20 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), если специальное разрешение (лицензия) обязательно (обязательна). Согласно п. 2.13 Порядка взаимодействия участников обеспечения необходимыми лекарственными препаратами отдельных категорий граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, утвержденного приказом Минздрава РБ от 23.11.2012 г. № 2862-Д, медицинская организация при изменении потребности по ЛПУ в ЛП для ОНЛП имеет право обращения в Минздрав РБ с указанием причин изменения потребности в ЛП с приложением подтверждающих документов.

Смотреть весь текст

Скрыть часть текста